В качестве основного материала для изготовления металлических конструкций крана, моста, тележек, а также каната, валов и колес применяется сталь. Как правило, это сплав, содержащий, помимо железа, до 2% углерода, марганца, кремния, серы и фосфора. Также применяют легированные стали – с добавлением никеля, хрома, вольфрама, молибдена, марганца.
В зависимости от состава сплава, методов обработки и назначения стальному сплаву в краностроении задают конструкционные, инструментальные, кислотоустойчивые и жаропрочные свойства. В тех частях и механизмах крана, где наблюдается большая нагрузка на сжатие, применяется чугун. Например, из него отливают маховички контроллеров, корпуса электродвигателей и редукторов.
Цветные металлы и их сплавы также используются в краностроении. Это в первую очередь такие материалы, как медь, олово, латунь, алюминий и свинец. Медь применяется в изготовлении электрических проводников в составе такого оборудования, как рубильники, контролеры, магнитные пускатели, контакторы. Из латуни изготавливают щеткодержатели и контактные кольца электроприводов.
Олово как в чистом виде, так и в составе свинцового сплава применяют для пайки кабельных наконечников. Из алюминия и его сплавов делают корпуса аппаратуры, провода и некоторые части крановой конструкции. Применение тех или иных материалов производителем должно быть целесообразно не только с точки зрения эффективности и надежности, но также цены кран-балки.