В зависимости от модификации, назначения и грузоподъемной силы современные козловые краны оснащаются различными ходовыми колесами. Главное их отличие состоит в наличии в конструкции реборды - элемента, предохраняющего крановое колесо от схода с рельсы во время движения. Колеса крана могут содержать две или одну реборду или быть полностью без нее. Максимальную защиту от схода обеспечивают двухребордные колеса, однако в некоторых случаях возможно применение и одноребордных колес, например, когда:
Полностью безребордные колеса применяются тогда, когда их конструкция предполагает наличие других приспособлений, предотвращающих сход с рельсового пути. Ходовые колеса для крана козлового типа изготавливают по нормам ГОСТа 28648-90. Они могут быть разной структуры: штампованными, литыми, катанными или коваными. При этом их оси закреплены на подшипниках качения.
Ремонт колес козловых кранов выполняется в случае обнаружения износа следующих элементов:
Определение износа вычисляется по толщине реборд, диаметру колеса и отклонению поверхности катания от формы цилиндра и прямолинейности. Процедура ремонта заключается либо в полной замене элементов, либо их восстановлении.