В зависимости от характера и сложности выполняемых грузоподъемных работ мостовые краны оснащаются различными видами механизма подъема груза.
Механизм подъема груза располагается на крановой тележке, и в зависимости от специфики выполняемых задач он может быть единственным или дополнен еще одним или двумя аналогичными экземплярами. При этом принцип его устройства и работы во многом зависит от таких факторов, как модификации грузозахватного устройства, веса поднимаемого груза, высоты, скоростей подъема и опускания.
В конструкции механизма подъема обычного крана мостового типа содержится сдвоенный цилиндрический барабан с навивкой каната в один слой. В моделях с магнитным механизмом подъема дополнительно устанавливается специальный кабельный барабан с системой гибкого кабеля для подводки к электромагниту для захвата груза. Работа обоих механизмов происходит синхронно.
Для грейферных кранов в механизмах подъема груза применяют специальные грейферные лебедки. В ее основе лежат два барабана с независимыми приводами для двух канатов – подъемного и замыкающего. Мостовые краны, привлечённые на монтажные работы, должны обладать особой точностью при доставке груза. Поэтому они оснащаются механизмами подъема, способными работать в нескольких скоростных режимах. Достигается это сочетанием обычного двигателя с микроприводом, позволяющем опускать груз на малой скорости.
Каким механизмом будет осуществляться подъем и опускание груза, определяется на стадии проектирования кран-балки. Поэтому заказчику важно заранее сообщить инженерам все тонкости, условия и особенности будущей эксплуатации крановой конструкции.