При эксплуатации мостового крана крайне важно знать, каким видам нагрузки подвергаются его основные узлы и к каким последствиям они могут привести.
Основные части мостового крана – мост, тележка, канаты, механизмы, подкрановые пути – непрерывно находятся под действием собственного веса или силы тяжести. Помимо этого, на них периодически и с разной интенсивностью воздействуют статические и динамические нагрузки при опускании, поднимании и перемещении груза, а также разгоне и торможении механизмов крана.
Под действием всех этих нагрузок крановая конструкция подвергается различным видам напряжения – изгибу, сжатию, растяжению, кручению, а также всем возможным их комбинациям и взаимодействиям. Интенсивность этих сил напрямую зависит от типа нагрузки. Они могут быть как постоянными при статическом воздействии, так и периодически возникающими при динамических нагрузках.
Такого рода перенапряжения вызывают деформацию элементов крана, которые в свою очередь разделяются на упругие и пластичные. Первые, как правило, неопасны. Они исчезают сразу же, как только нагрузка снимается. Пластические деформации изменяют детали крановой конструкции безвозвратно и приводят к нарушению общей работоспособности мостового крана.
Кратковременные перегрузки крана, даже если они длятся доли секунды, приводят к усталостной деформации. Это может выражаться в образовании небольших трещин в сварных швах металлоконструкций, по мере роста числа которых может образоваться разрыв материала и выход конструкции из строя. Чтобы не допустить развития подобных ситуаций, необходимо планомерно проводить ТО и осмотр с самого начала – с момента монтажа кран-балки.